После нескольких партий в Орлеан, я так загорелся игрой, что изучил всё, что с ней связано. При выборе дополнения я сразу отсёк первое Orléans: Invasion (2015) из-за того, что оно по правилам показалось набором различных режимов. А вот второе большое дополнение заказал из США при первой предоставившейся возможности.
Но скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Спустя два месяца долгожданная коробка оказалась у меня в руках. Вышло всё удовольствие около 1200 рублей…
Часть 1. Что внутри?
Оказалось, что это даже не полноценная коробка — это набор картонных компонентов, которые упаковали в другой тонкий картон. Хорошо хоть в плёнку упаковали… Чтобы вы представляли толщину дополнения:
Из любопытного: на обратной стороне Made in China. Печатают в Китае.
Дополнение добавляет 4 модуля. Первый модуль позволяет заменить поле добрых дел планшетом либо торговли, либо интриг. Вот поле торговли:
А вот поле интриг:
Как видите, вместо обычного получения денег добавляются различные свойства. На поле торговли они мирные: например, архитектура позволяет взять человечка-множитель, а благодаря алхимии можно достать другой жетон из мешка и тут же его применить. Также изменились бонусы за то, кто последний заполнит соответствующие блоки.
На поле Интриг свойства откровенно агрессивные. И направлены на взаимодействие между игроками. Не каждый оценит…
Обратите ещё раз внимание на поля интриг и торговли. Автор игры смасшатбировал поля для разного числа игроков. По два нижних блока свойств полностью не работают при игре на двоих. Также при игре на троих необходимо закрыть некоторые ячейки специальными чёрными жетонами. Годное новшество.
В дополнение добавлены 3 здания:
Также вместо старых событий теперь новый модуль с событиями. В него входит 32 тайла событий разделенных на 4 типа по 8 тайлов (a, b, c, d). На каждую партию формируется стопка, состоящая из 4 случайных тайлов каждого типа.
Ну и последний модуль — это колода заказов, которая очень хитро вложена в специальную картонку:
Сами заказы представляют из себя карты, на которых показано в каком городе, какие товары можно обменять, чтобы забрать эту карту. Заказы общие — выполняются любым игроком. В начале партии выкладываются 5 штук. Как только кто-то выполнил заказ, ряд пополняется.
Часть 2. Впечатления
После первой партии я могу смело заявить, что дополнение удалось на славу. По ощущениям я сыграл ровно в тот Орлеан, который и должен был выйти изначально. Отнюдь, я не списываю со счетов базовую версию! Но дополнение оказалось настолько в тему, настолько улучшило игровой процесс, что было полное ощущение, что я играю в какой-то Орлеан 2.0.
И самое интересное, что игру не сильно-то и усложнили: добавлена всего одна новая механика заказов, а игра всё равно как будто расцвела…
Заказы на практике оказались занятной механикой. Конечно, некоторые заказы выходили ровно там, где находился определённый игрок и создавалось ощущение несправедливости. Но периодически на выполнение заказов у игрока просто не хватало товаров. Например, я побывал в пяти городах с заказами на них, но выполнил при этом всего три. Выполненный заказ, как правило, даёт 4-5 дополнительных очков. То есть очков 10-20 на игрока за партию. Мелочь, а приятно. Добавляет ещё больше осмысленности движениям по карте.
Кстати, вот вам бесплатный лайфхак. Обратите внимание, что мы положили кристаллики разных цветов на пары город-заказ, чтобы удобно идентифицировать заказы и не вглядываться в картинку на карте.
События в базовой версии выходили настолько хаотично, что автор игры на BGG выкладывал официальный хоумрул по их более осмысленному выходу. Но с дополнением можете смело выкинуть базовые события, как ненужные, из коробки. Решение из 32 событий, из которых сыграют 16, не огонь, а огнище! Некоторые события добавляют перца в беспроблемное существование в Орлеане… Наконец-то, во многом благодаря более интересным и может быть даже жёстким событиям, у нас игроки почувствовали на себе базовое правило пыток.
Плюс в стопку событий из допа изначально заложено, что сложность этих событий к концу партии растёт! Играешь и получаешь удовольствие от каждого раунда. Например, очень забавно было в каком-то раунде потерять сразу три своих жетона. И в этот момент у меня в мешке осталось всего 7 жетонов… Или пятерная пытка для всех… Или восстание крестьян, которое делает на один раунд из крестьян джокеров.
Мы играли с полем торговли (вместо благих дел). И тоже базовое поле можно ритуально сжечь… Различные свойства это: во-первых, не скучно, а во-вторых, добавляет столько стратегических возможностей, сколько по правилам даже не оценить… Это ещё один способ получить нужный товар, это способ заменить один жетон из мешка и по пути чуть почистить руку. Это способ получить здание. и т.п. Поверьте, это поле показывает себя во всей красе в живой игре…
Насчёт поля интриг я ещё подумаю и может быть сыграю когда-нибудь с кем-нибудь не обидчивым.
Здания в дополнение положили тоже не самые плохие. Например, я купил Brasserie (Пивбар) и получил товары на 10 очков. Неплохое пассивное свойство. Овечья ферма больше интересна не в качестве перегона сыра в шерсть, а как ещё один из способов двигаться по треку развития. А Дом торговца актуален для игроков, которые ударились в товары: по нему при такой стратегии несложно получить в среднем 8-12 очков…
Итог: Орлеан с дополнением получает от меня 9.5 из 10 (Просто базовой я ставил 8.5). MUST HAVE!
P.S. Пару слов про хоумрулы. Впервые опробовал самый популярный хоумрул бгг+советы. То есть тот самый, где есть рынок с тремя зданиями первого уровня и тремя второго. Обновление происходит после 5, 9, 13 раундов. На мой взгляд хоумрул отлично себя показал. Во-первых, он сократил время на объяснение всех зданий (у меня их вместе с промо уже 41 (20+18+3)) и уменьшил даунтайм при выборе. Во-вторых, избавил мир от всяких комб и сместил акцент на другие аспекты игры. Игровой процесс по ощущениям не пострадал от слова совсем. С игроками не супергиками и относительными новичками в Орлеан (у которых 1-4 партии за плечами) этот хоумрул просто идеален.
Тоже приобрел этот доп пару месяцев назад и очень ему рад. У жена Орлеан одна из любимийших игр, поэтому расширение зашло на ура. Все нововведения добавлял поэтапно, чтобы не напугать. ))