Проект Гайя — космический «убийца» Терра Мистики

К Проекту Гайя я относился скептически. Даже не стал вписываться в кампанию, которая проходила на CrowdRepublic (зря?). Зачем нужна ещё одна Terra Mystica в коллекции? Оказалось, что это не просто вторая Терра Мистика, но по сути полностью переосмысленная другая игра, хоть и со схожими механиками и идеями.

Обзор Проект Гайя

Я сыграл уже 5 партий в Проект Гайя и с полной ответственностью заявляю — перед нами настоящий «убийца» Терра Мистики. Поясню, что я вкладываю в это определение. Стала ли Терра хуже после выхода Гайи? Нет! Но сильно потускнела в моих глазах. То есть предложи мне выбор: сыграть в Терра Мистику или Проект Гайя — я выберу второе. И со временем это не изменится. Соглашусь ли я сыграть в Терра Мистику? Возможно, хотя смысла в этом больше не вижу…

В общем рейтинге BGG — TM занимает почётное 7-е место! В рейтинге стратегий — тоже 7-е место. Оценка 8.3. Сейчас у Проекта Гайи рейтинг 8.8 и игра стремительно набирает обороты. Если глянуть на среднюю оценку топов, то по потенциалу Гайя со временем должна выйти на 2-е место подвинув Пандемию Наследие и встав сразу за Глумхэвеном. Не удивлюсь, если к концу 2018-го она будет в тройке и сильно удивлюсь, если её не будет в топ-5.

Про что Проект Гайя?

Правила здесь описывать бессмысленно. Лучше поясню суть игры для тех, кто жил на необитаемом острове и не успел до сих пор попробовать хотя бы Терра Мистику.

Проект Гайя — игра про колнизацию космоса (читай «набор победных очков в космосе»). Каждый игрок представляет какую-то уникальную расу, которая должна наиболее эффективным способом колонизировать планеты.

Обзор Проект Гайя

У игрока есть личный планшет: на нём расположены строения, которые можно строить на планетах. После постройки здания у игрока добавляется какой-то доход (нарисовано под ним), либо появляется новое свойство. За счёт того, что здания в половине случаев апгрейдятся — игрок то теряет какой-то доход, то получает. На этом строится вся экономика.

Очки здесь дают за многое: за цели на всю партию, за конкретные действия/задания в раунде, за основание федерации (связка из нескольких колонизированных планет) и т.п.

Игра длится 6 раундов. Кто эффективней всех будет набирать очки и осваивать космос — тот и победит.

Что изменилось в Проекте Гайя в лучшую сторону? Очевидные плюсы!

— В игре появились случайные общие цели (в Терра Мистике подобное добавили только допе). А ведь стратегия от этих целей на партию может существенно меняться.
— Культы заменили на 6 веток технологий. И это прекрасно! Игрок теперь может сам определять как ему развиваться. Каждая из шести веток даёт абсолютно разные плюшки и их сочетания делают эту механику очень вариатативной.
— Убраны лопаты, как класс. То есть теперь нельзя тераформировать планету, а потом когда-нибудь её захватить. Тут это общее действие: терраформировал и занял планету. Никаких жетонов местности на планету класть не нужно.
— Добавлена механика колонизации планет Гайя и нестабильных планет.
— Появилась возможность играть с автомой и соло.
— Случайное поле, состоящее из больших тайлов.

Обзор Проект Гайя

Что изменилось в худшую сторону? Минусы

— Теперь игра стала 2-4, вместо 2-5. Пускай на пятерых будет даунтайм (как будто в ТМ его не было), но сам факт, что выпилили из евро возможность играть впятером — печалит. Вернут в допе, как пить дать…

Что с качеством русской версии?

Ребята — это огонь! Мир Хобби вышел на какой-то новый уровень печати игр. Опустим замечательный пластик (он заграничный). Но весь картон какой-то нереально качественный. Тайлы главного поля «под лён». Никаких заусенцев, печать яркая, картонные компоненты плотные…

За комментариями я обратился к Михаилу Акулову (Ген. Директор МХ). Он подтвердил, что весь картон производился на мощностях МХ. Кашировка делалась в России. Более того, картон использовался русский!

Обзор Проект Гайя

Качество русской версии идеально! Хотите верьте, хотите нет, но наш Проект Гайя по компонентам сделан на уровне лучших образцов зарубежных коробок. Возможно, лучшая по качеству локализация за всё время существования МХ (если закрыть глаза на коробки, которые целиком делались силами FFG).

Впечатления

Я был в полном восторге от игры на троих и двоих. Попробовал пять рас, увидел в действии ещё штук 6-7. Какие-то раскрываются сразу и имеют очевидную схему развития (Ивиты, Хадш-Халла), а какие-то требуют безошибочной работы и постоянного продумывания дальнейших действий. Например, в игре за Итары я просто не смог нормально наладить процесс и с треском проиграл очков 50.

В Проекте Гайя появилось ещё больше способов загрузить свой мозг. Ты постоянно примеряешься какие технологии использовать, какие действия делать на своём ходу, какие бонусные плашки взять на своём ходу. В Терра Мистике чувствовалось, что от каждого решения зависит успех в партии, в Проекте Гайя это ощущение ещё больше приумножилось. Очень часто ситуации требуют принять самое эффективное решение, когда эффективность обоих вариантов совсем не очевидна и её толком ничем не измерить…

Игра с фишками энергии стала ещё более изящной. Теперь запас фишек можно пополнять с помощью специальных действий. Игра за некоторые расы вообще превращается в филигранное управление приходом и сжиганием этих фишек. А терраформер, который временно блокирует часть фишек — это отдельная игра в игре.

Обзор Проект Гайя

Поле исследований даёт шесть веток развития, но игроку за партию выгодно раскачивать 2-3 из них. И далеко не очевидно, какие связки веток развития дадут больше очков в каждой конкретной партии. А ведь хочется попробовать разные тактики…

Обзор Проект Гайя

Отмечу отдельно, что игра в Гайю на двоих была заметно улучшена! Мы не заметили проседания интереса в трёх дуэльных партиях, которые к слову, отыгрывали всего за 1.5 часа. За счёт общих планет Гайя и нестабильных планет, взаимодействие будет обеспечено даже, если вы поселитесь в разных частях космоса. Если ТМ на двоих могла превратится в игру с косвенным взаимодействием, то в Гайе взаимодействия даже в дуэли хватает.

Потенциал у Проекта Гайи огромный — как минимум хочется попробовать игру за все расы, а их тут 14! 14 уникальных партий для базы — вполне неплохо. Дальше можно уже брать любимые расы или устраивать за них аукцион, как в дополнении к ТМ. Разработчики неплохо поработали над свойствами рас — в целом они интереснее: тут есть раса, которая забирается на чужие планеты, есть раса, которая строит одну огромную федерацию (аналог городов в ТМ), есть раса, которая может деградировать свои домики за продвижение по науке.

Обзор Проект Гайя

Да, я подозреваю, что расы не супер сбалансированы, но сложно в такой комплексной игре ожидать идеального баланса. Какие-то вам покажутся сильнее, какие-то слабее. Это нормально… Играть всё равно интересно!

Обзор Проект Гайя

И ещё один удивительный для меня факт. В Проект Гайя можно набрать около 200 очков (обычно я не люблю, когда так много). И это меня не раздражает, ибо в каждой партии я чётко представляю за что и где я набрал очки, а где недонабрал. После окончания партии хочется играть в Гайю снова и снова.

Ну и последний любопытный момент — в правилах есть несколько дополнительных правил, которые вы вольны играть, так и игнорировать. Мы не очень поняли одно такое правило, которое позволяет игроку решать кто получит силу, а кто нет за соседство, поэтому играли по старинке: решает игрок возле которого провели строительство.

Вывод: Я не зря в обзоре постоянно сравнивал Проект Гайя с Терра Мистикой. Без этого сложно обойтись. Но стало очевидным фактом, что «Проект Гайя», словно опытный киллер, прикончил Терра Мистику. По крайней мере для меня… Да здравствует новый евро-король!

Проект Гайя — космический «убийца» Терра Мистики: 5 комментариев

  1. ArMikael

    Никак правила не осилю до конца, хотя в Терра Мистику и не раз играл. Твоя статья сподвигла не только правила листать, но и достать в выходные коробку и попробовать ее разложить с моим подрастающим настольщиком. Пока слишком много вопросов и ньюнсов, не идет по накатаной.

    1. sputnik1818 Автор записи

      Проект Гайя легко усваивается людьми, которые играли в Терра Мистику, и сложнее теми, кто не играл. Проверено. Первым даже правила рассказываются в два раза быстрее.
      Ну а так — когда сыграешь пару партий, кажется, что ничего сложного.

      1. ArMikael

        Обалденная игра! Рад что продал Терра Мистику, она больше не актуальна — вчерашний день. Единственный минус — появилось гораздо больше возможностей застрять в паралитическом анализе. )) А так в восторге что я, что ребенок!

    1. sputnik1818 Автор записи

      Не замечал такой проблемы) Ну по крайней мере фидлинг тут не больше, чем в большинстве других евроигр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *